Джиу-джитсу, материалы, Статьи

 

Авг
3

  Бразильское Джиу-Джитсу

Бразильское Джиу-Джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) — боевое искусство и спортивное единоборство, которое специализируется на борьбе на земле и на болевых и удушающих приемах. Корни этого искусства лежат в начале ХХ-ого столетия в Дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (осн. в 1882 году), основанной на многочисленных школах (Рю) японского джиу-джитсу.

Данное искусство культивирует принцип, по которому более меньший и слабый человек может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику (рычаги и удушения) и победить его. Бразильскому Джиу-Джитсу (БЖЖ, БДД) можно обучаться для самообороны, спорта, соревнований(как в ги, так и без) и смешанных единоборств (Mixed Martial Arts). Спарринг (или как его называют адепты БЖЖ - роллинг) и полноконтактная тренировка играет главную роль в обучении, и ставится в главу угла, особенно при подготовке к соревнованиям.

История

Мицуо Маэда

Возникновение

Бразильское Джиу-Джитсу берет свое начало от Мицуо Маэды — мастера японского Дзюдо, ученика Дзигоро Кано. Для Дзигоро Кано, Дзюдо было не просто боевым искусством, это был и спорт, и способ поддержания человека в хорошей форме, и метод развития силы воли, и самое главное, это был путь (До) достижения душевного умиротворения. Искусство, которое со временем будет названо «Бразильское Джиу-Джитсу», также впитало в себя эти принципы.

Мицуо Маэда будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах, где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств — борцами, боксёрами, саватёрами, и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию.

Считается, что БЖЖ — это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуо Маэда практиковал традиционное джиу-джитсу. Однако, Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался дзюдо в Кодокане, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу он обучался искусству сумо будучи подростком, но впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между дзюдо и джиу-джитсу, которые происходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, став студентом дзюдо Кано в Кодокане. Он стал 7-ым даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуо Маэда умер в 1941 году.

Многие полагают, что Хелио Грэйси имеет 6-ой дан по дзюдо. Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Хелио Грэйси имел какой либо дан в дзюдо

Название

Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо все еще часто упоминалось как «Джиу-Джитсу Кано» или просто как «Джиу-Джитсу». Кигаси — соавтор «Джиу-джитсу Кано» написал в предисловии:

“Некоторый беспорядок в связи с термином “дзюдо”. Чтобы добавить ясности этому вопросу,я заявлю, что “дзюдо” - термин, отобранный Профессором Кано как более точное описание его системы, нежели термин “джиу-джитсу”. Профессор Кано - один из ведущих педагогов Японии, и естественно, что он должен искать специальное слово, которое бы наиболее точно описывало его систему. Но японцы вообще все ещё цепляются за более популярную терминологию и называют её джиу-джитсу.”

Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким и используется несколько произвольно по сей день. Таким образом, когда Маэда и Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году, каждая газета объявила «о Джиу-Джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана.

Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «Джиу-Джитсу». В Бразилии это искусство все ещё называют «Джиу-Джитсу». Когда Грэйси пришли в Соединенные Штаты, чтобы распространить их искусство, система стала известной как «Бразильское Джиу-Джитсу» и «Грэйси Джиу-Джитсу.» «Jiu-jitsu» — более старая романизация, которая являлась оригинальным правописанием искусства на Западе, но она по прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна «jujutsu.» Другое правильное написание — jujitsu и ju-jitsu.

Это искусство иногда упоминается как Грэйси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название — лишь торговая марка зарегистрированная Хорионом Грэйси, которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грэйси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как: Чарльз Грэйси Джиу-Джитсу или Хензо Грэйси Джиу-Джитсу, и точно так же братья Мачадо называют свой стиль Мачадо Джиу-Джитсу (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы — они все базируются на Бразильском Джиу-Джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грэйси Хумэйта (Gracie Humaita), Грэйси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грэйси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Каждая ветвь может проследить свои корни назад к Маэде и семье Грэйси.

Развитие

В 1914 году Мицуо Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Тут он и встретил Гастао Грэйси — известного местного аристократа. В 1916, его 14-летний сын Гастао — Карлос Грэйси наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz) и решил изучить его. Маэда принял Карлоса в ученики, и Карлос стал мастером в конечном счете и с его младшим братом Хелио Грэйси стал основателем Грэйси Джиу-Джитсу, современного Бразильского Джиу-Джитсу.

В 1921 Гастао Грэйси и его семья переехали в Рио-де-Жанейро. Карлос, которому было 17 лет, передал знания полученные от Маэды своим братьям Освальдо, Гастао и Хорхе. Хелио был слишком молод и болен тогда, чтобы узнать это искусство и из-за медицинского запрета он не мог принять участие в тренировках. Несмотря на это, Хелио учился наблюдая за братьями. Он в конечном счете преодолел свои недуги и теперь назван многими как основатель Бразильского Джиу-Джитсу (хотя другие, такие как Карлсон Грэйси, называют Карлоса основателем этого искусства).

Хелио участвовал на нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), которые главным образом закончились в ничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой во время посещения им Бразилии (в 1951 году), фамилией которого Грэйси позже назвали рычаг на плечевой сустав, которым был побежден Хелио. Семья Грэйси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX-ого столетия, часто борясь на сорвенованиях Vale Tudo (предшественники к современному MMA), что помогло сконцентрировать ее на борьбе на земле и усовершенствовало ее технику.

Сегодня, главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грэйси Джиу-Джитсу специализирующемся на самообороне и спортивной ориентацией Бразильского Джиу-Джитсу) — это борьба за очки. Есть большая общность между этими методами. Кроме того, есть большое разнообразие техник при обучении в различных школах с точки зрения ее использования против того, кто имеет большую силу.

Известность

Бразильское Джиу-Джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-ых, когда бразильский эксперт Джиу-Джитсу Хойс Грэйси выиграл первый, второй и четвертый Ultimate Fighting Championship (UFC) — единственный, на тот момент, турнир, объединяющий представителей различных единоборств. Хойс часто боролся против очень больших противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьба. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что оно обратило внимание на важность борьбы на земле. Спортивные турниры по бразильскому джиу-джитсу продолжают расти в популярности во всем мире. Этому способствовал тот факт, что БЖЖ не обязаетльно заниматься в ги. На сегодня в мире проводится много турниров по бразильскому Джиу-Джитсу: No-Gi Submission Grappling Tournaments, ADCC Submission Wrestling World Championship.

Стиль

Бразильское Джиу-Джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы использует рычаги и удушения, чтобы обезвредить противника (боевое джиу-джитсу) или заставить сдаться (спортивное джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле.

БЖЖ использует разнообразные методы перевода борьбы на землю, после взятия захвата. Как только противник находится на земле, много маневров (и противоманевров) доступны, чтобы управлять противником переводя его в подходящее положение, использовать болевой прием и заставлять сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля Бразильского Джиу-Джитсу, и включает эффективное использование положения «гард» (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount), маунт (mount) и бэк маунт (back mount). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы в которые играют два опытных шахматиста. Болевой прием (удушение) и последующая сдача — эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако, в некоторых случаях, борьба может быть продолжена, несмотря на полное выполнение болевого приема.

Хензо Грэйси в своей книге «Овладение Джиу-Джитсу» писал:

«У классического Джиу-Джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для ее участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе.» Мицуо Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грэйси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств.

Книга детализирует теорию Мицуо Маэды и утверждает, что схватка может быть разделена на различные фазы, такие как: фаза ударов, фаза захвата, фаза на земле, и т. д. Таким образом, первостепенная задача умного борца держать борьбу в той фазе боя что лучше всего подходит для его возможностей. Хензо Грэйси заявил, что этот фундаментальный принцип оказал влияние на стиль Грэйси, совершенствуя Бразильское Джиу-Джитсу. Позже в течение долгого времени эти положения были усовершенствованы семьей Грэйси и другими, что стало прекрасным подспорьем в современном MMA.

Техника

Большинство приемов БЖЖ может быть сгруппировано в две категории: рычаги и удушения. Рычаги — это изоляция конечности противника и создание из нее рычага по отношению к определенному положению тела, которое вынудит сустав двигаться вне его нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность-рычаг, противник, не смогший избежать данного положения, сдается. Противники могут сдаться устно, или они могут похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется чтобы нарушить кровоснабжение мозга противника, может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро.

Менее популярный прием — ущемление, где мускул противника сжат между костями (обычно голень и запястье), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, вызывая существенную боль противнику. Эти приемы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

Особенности тренировки

Спортивное Бразильское Джиу-Джитсу сосредотачивается на борьбе до сдачи без использования ударов, в то время как обучение позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировки техники, которые осуществляются на неспоротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определенная техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешенную технику. Физическое кондиции — также важная часть обучения во многих клубах.

Аттестация

Стандарты и традиции

Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его разряда в Бразильском Джиу-Джитсу:

  1. Их владение техникой, которое они должны продемонстрировать
  2. Их мастерство в спарринге и на соревновании

Владение техникой должно быть оценено количеством приемов, которые человек может выполнить, а также уровень навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Это — отчетливо индивидуальный спорт, и учащиеся поощряются за приспособление методов, чтобы сделать их эффективными для их типа телосложения, стратегического предпочтения, и уровня атлетизма. Окончательный критерий — способность выполнить прием успешно, а не строгое стилистическое согласие.

Соревнования играют важную роль в градации студентов Бразильского Джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно может бы также быть выдано учащемуся, который побеждает в его школе всех спортсменов его уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы.

Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса, является ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и могут отказать им в предоставлении пояса, если этот человек проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ может также быть формальное тестирование, которое могло бы включать устные или письменные экзамены.

Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса.

Цвета взрослых поясов (16 и старше)
Белый
Синий
Фиолетовый
Коричневый
Черный
Красный

Цвета детских поясов (15 и младше)
Белый
Желтый
Оранжевый
Зеленый

Некоторые школы используют несколько другую систему цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для представления на пояс. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для выдачи черного пояса студент должен соответствовать минимальному возрасту — 19 лет, согласно регулятивным документам по бразильскому Джиу-Джитсу Международной Федерации Бразильского Джиу-джитсу.

Полосы могут быть выданы любому поясу ниже черного пояса, но также как пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако, не все школы выдают полосы, или выдают их последовательно, таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса. Использование их — стандарт для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс.

Черные пояса могут получать степени (даны) — до 9-ой. В 7-ой степени черный пояс становится черно-красным. В 9-ой степени пояс становится красным. Только Хелио, Карлоса и их братьев Грэйси когда-либо была 10-ая степень — красный пояс. Членами семьи Грэйси, которые имеют 9-ую степень являются Карлсон Грэйси, Хейлсон Грэйси, Хелсон Грэйси, Хеизон Грэйси и Хорион Грэйси.

БЖЖ отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются исключительно на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда, любой черный пояс является экспертом в практическом применении навыков Бразильского Джиу-Джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БЖЖ отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется вместе с практическим (к примеру демонстрация Ката).

Также разные школы имеют различие по времени прогресса студента. Более традиционные школы, и особенно Грэйси, полагают, что черный пояс не может быть достигнут через менее чем 8 — 10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать черного пояса более быстро.

Синий пояс займет примерно 1-2 года тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Фиолетовый пояс может занять 2-4 лет. Снова, это зависит в значительной степени от студента, и частоты обучения. Фиолетовый пояс является самым низким уровнем для преподавателя. Коричневый — 5-8 лет. Черный — от 8 лет.

Получение пояса

Существует традиция среди многих школ под названием «бегущий сквозь строй» (порт. «passar no corredor»), которая, как говорят, произошла в Бразилии. Студент должен пройти один из строев:

  1. Его бросают преподаватели и, реже, равные и более сильные по мастерству студенты;
  2. Каждый в строе делает удар поясом по спине пробегающего или идущего студента, получившего продвижение.

Ги

Униформа для Бразильского Джиу-Джитсу подобна дзюдоги, но с более плотными и короткими манжетами на штанах и куртке. Это позволяет студенту извлекать выгоду из их более близкой подгонки, предоставляя противнику меньше места для захвата, хотя существуют стандарты и ги должно им соответствовать на соревнованиях. Как и в дзюдо, термин «кимоно» иногда используется, чтобы описать данную униформу, особенно в Бразилии.

ЭмблемаМеждународной Федерации Бразильского Джиу-Джитсу

Чемпионат Мира по Бразильскому Джиу-Джитсу

Один из самых престижных турниров по Бразильскому Джиу-Джитсу в мире — Чемпионат Мира по Бразильскому Джиу-Джитсу (известный как Mundials), основанный Международной Федерацией Бразильского Джиу-Джитсу (IBJJF). Нужно отметить, что, говоря о чемпионате мира, то чаще всего имеется ввиду чемпионаты, проведенные IBJJF. Были другие организации как CBJJE, который также принимают Чемпионаты Мирового Класса в Бразилии. А также ADCC (Abu Dhabi Combat Club) — Чемпионат Мира по Борьбе до Сдачи (Submission Wrestling World Championship). Это соревнование, вовлекающее профессиональных атлетов, которые имели успех на высших уровнях Джиу-Джитсу, Борьбы, Дзюдо, Самбо, Смешанных единоборств. Правилами запрещены удары, разрешены броски, рычаги и удушения.

Бразильское Джиу-Джитсу
Kyragracie2.jpg
Кира Грэйси в розовом ги
Другие названия:

Грэйси Джиу-Джитсу; Мачадо Джиу-Джитсу

Дата основания:

начало ХХ-го века

Страна:

Бразилия

Основатель:

Семья Грэйси

Родоначальное БИ:

Дзюдо Кодокан

Современные организации Бразильского Джиу-Джитсу:

CBJJE •IBJJF • • •

Известные представители:

Семья Грэйси, Братья Мачадо, Биксенте Лизаразю, Антонио Ходриго Ногейра, Гай Ричи, Джей Ди Пенн, Джон Милиус, Франциско Мир, Габриель Гонзага, Николас Кейдж, Дэмиан Майя, Пол Уокер, Леонид Гатовский, Джеймс Мэйнард Кинан, Мишель Николини, Шон Патрик Флэнери, Эд О’Нейл, Мэл Гибсон, Джим Кэрри, Оливье Грюнер, Стивен Ирвин, Милла Йовович, Чак Норрис, Джо Роган, Джэйсон Стэйтэм.

Комментарии выключены  

Комментарии закрыты.