Джиу-джитсу, материалы, Статьи

 

Авг
3

  БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ

Часть статей
Евгения Анатольевича Радишевского, которые легли в основу его книги
“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ” .

Евгений Радишевский, шихан, 6 дан


“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”:

- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- КАТА - ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
- СОСТАВЛЯЮЩИЕ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ
- КАТА БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- «ДЗИ-ТА КЁЭЙ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА
- ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КАТА
- КАТА КАК МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ
- СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ
- СЮ-ХА-РИ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
- РЕЖИМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА
- БУНКАЙ («внутреннее содержание»)
- СООТВЕТСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ
- ПОДХОД К ТРЕНИРОВКЕ КАТА
- ЭСТЕТИКА КАТА, КИ-ЭНЕРГИЯ, КИАЙ - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ
- ФУДОШИН, ЗАНШИН
- ХАРАГЭЙ - ИСКУССТВО ЖИВОТА
- КОКЬЮ-ХО («дыхание»)
- ДИАФРАГМАЛЬНОЕ И ГРУДНОЕ ТИПЫ ДЫХАНИЯ
- ХЕШИ («ритм»)
- РЕКУ («сила»)
- МЭЦУКЭ («взгляд»), ТОЯМА-НО МЭЦУКЭ, СЭЙГАН-НО МЭЦУКЭ, ФУТАЦУ-НО МЭЦУКЭ
- МААЙ («дистанция»)
- ДОПУСТИМЫЙ РЕЖИМ ТРЕНИРОВОК


“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

На сегодняшний день дзю-дзюцу — это комплексный метод подготовки, который является рукопашным боем, видом физического воспитания, духовного совершенствования, а также в ряде случаев может иметь спортивную составляющую.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДЗЮ-ДЗЮЦУ:

СЁБУ-ХО

РУКОПАШНЫЙ БОЙ


МЕТОД: профессиональная подготовка к реальному физическому столкновению

ЦЕЛЬ: поражение противника в реальной ситуации

РЭНТАЙ-ХО

ВИД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


МЕТОД: воспитание физических качеств

ЦЕЛЬ: улучшение физической подготовки и оздоровление

СЮСИН-ХО

ВИД ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ


МЕТОД: совершенствование внутренних качеств

ЦЕЛЬ: духовное здоровье

ШИАЙ-ХО

СПОРТИВНОЕ ЕДИНОБОРСТВО


МЕТОД: специализированные занятия и участие в спортивных состязаниях

ЦЕЛЬ: достижение спортивных результатов

Методы подготовки дзю-дзюцу «дзю-дзюцу сэнто рэнсю» многообразны и включают техническую подготовку «гихо», тактическую подготовку «сэнхо», физическую подготовку «рэнтай-хо», психологическую подготовку «синрихо» и теоретическую подготовку «рирон».

На внешнем уровне обучение различным аспектам дзю-дзюцу происходит в виде тренировки в ката (выполнение условных форм) и рандори (различные виды более и менее условных спаррингов).

ДЗЮ-ДЗЮЦУ СЭНТО РЭНСЮ

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ



СЭН-ХО
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ГИ-ХО

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

РЭНТАИ-ХО

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

РИРОН

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: КАТА - ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС.

Японцы определяют «ката» как эталон, форму идеального выполнения любого действия. Являясь неотъемлемой частью традиционной культуры, ката лежит в основе практически всех аспектов обычной жизни Японии. Эта концепция проявлена в литературе, чайной церемонии, этикете и в боевом искусстве.

В дзю-дзюцу ката является важной частью процесса познания и овладения основными навыками избранной Школы. Согласно мнению мастеров традиционных стилей дзю-дзюцу, считается, что практика ката позволяет воину развить эффективные в реальной ситуации технические действия и увеличить внутреннюю уверенность, что соответственно развивает благородство и силу духа.

Появившийся столетия назад метод изучения рукопашного боя путем освоения ката стал одним из основных путей для расширения технического арсенала, укрепления необходимых навыков и понимания принципов. Его активное использование связано с тем, что метод ката позволяет сравнительно безопасно тренироваться в боевом искусстве со своими партнерами. Многократное повторение технических приемов и специальных упражнений позволяет с течением времени дойти до совершенного владения ими и приводит к возможности интуитивного применения техники боевого искусства в реальной жизненной ситуации. Занятия традиционным дзю-дзюцу были основаны на изучении ката избранной Школы, и боевые навыки мастеров, демонстрируемые ими в реальных поединках, можно отнести в первую очередь к результату тщательного освоения ката.

Классическая концепция практики ката традиционного дзю-дзюцу была описана в трактате Школы Тэн Шин Шинье Рю, который был опубликован во «Всемирной истории дзюдо» Маруяма Сандзо, (Токио, 1967).




«В отношении отработки ката дзю-дзюцу есть сомнения, являются ли эти ката живыми или мертвыми. Ката дзю-дзюцу не являются мертвыми, но и живыми их трудно назвать.

Во время тренировки о своем партнере следует думать как о враге, занимать правильную позицию и при этом соблюдать правила дзэнсин, цусин и дзансин.
 

(Словом «дзэнсин» — «предшествующее сознание» — называют состояние сознания в промежутке от испускания начального боевого клича (какэгоэ) до начала исполнения действия ката; словом «цусин» — «пронизывающее сознание» — называют работу сознания во время исполнения действий ката, а «дзансин», это «настрой» в момент, когда после окончания исполнения действий ката воин оглядывается вокруг и сосредоточивает внимание на своем противнике.)

Если тренироваться, поместив ки в тандэн и не позволяя ки мужества проявляться снаружи, думая о своем противнике как о живом (кацубуцу), даже если он станет подобно мертвому (сибуцу), с полной концентрацией духа, тренировка будет живой. Если же тренироваться, думая о противнике, будто он мертвый, то и тренировка будет мертвой».

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: СОСТАВЛЯЮЩИЕ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ.


В боевом искусстве Бушинкан ката является одной из важнейших сторон постижения технического мастерства. Другим важным аспектом тренировочного процесса являются различные методы проведения условных и разной степени свободных тренировочных схваток — рандори. Следует понимать, что только одно выполнение обусловленной техники ката в стандартной обстановке не позволяет идеально развить и поддерживать боевые навыки. Без практики рандори ката может превратиться в комплекс действий, артистично выполняемых адептом Школы, но лишенных опыта практического применения.

Однако и практика одного только рандори также имеет ограничения. Исследования основателя дзюдо Кано Дзигоро показали, что использование в качестве основного тренировочного метода исключительно учебных схваток без применения ката не позволяет полноценно развить ученика, так как не обеспечивает сбалансированных занятий. Он считал, что недостатки тренировки рандори могут быть восполнены занятиями ката, и наоборот. Технические сложности, которые проявляются в схватках, могут быть преодолены практикой ката, в которой каждое действие можно разложить на составляющие части и изучить со всех сторон.

Следует понимать, что ката является базой, прочным фундаментом, на котором вырастает рандори.

Правильное выполнение подготовительных, базовых и продвинутых форм и использование метода тренировочных схваток формирует эффективные боевые навыки
«сёбу-хо», обеспечивает всестороннее укрепление тела
«рэнтай-хо» и развивает разум, воспитывая возвышенный и сильный дух
«сюсин-хо».

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: КАТА БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Ката Бушинкан дзю-дзюцу были разработаны для практического применения и имеют четко выстроенную структуру на основе используемой системы схватки. При демонстрации ката требуют особой хореографии выполнения и некоторого артистизма, что привносит эстетический аспект в их практику, превращая эту форму тренировки в живой и интересный учебный метод.

Ката освобождает ученика от ограниченности собственных движений, расширяя их диапазон и тренируя правильной технике, обучает экономии энергии. Считается, что чем больше времени и сил ученик Школы посвящает изучению ката, тем шире арсенал его технических действий и умения, которое можно реализовать в поединке.

Ката является символом сохранения и развития древнего знания классических Школ дзю-дзюцу, так как практически все принципы и технические действия сохранились из традиционных направлений. На протяжении ряда лет ката пересматривались с точки зрения прикладного использования и несколько видоизменялись в соответствии с потребностями современной жизни.

Разумеется, в различных ситуациях технические действия могут выполняться несколько по-разному. В горах, в лесу, в воде, на песке или на ровном полу додзё ката может видоизменяться в соответствии с обстоятельствами.

Базовые ката представляют собой формализованные комплексы основной техники Школы, и вся изучаемая впоследствии техника строится на их основе. Ката являются выражением главной идеи Школы, так как в них ярко проявлены основные аспекты и стилевые характеристики. Эти формы являются прекрасным методом демонстрации не только собственного мастерства, но и того, что собой представляет Бушинкан дзю-дзюцу в целом. Ката нельзя рассматривать только как физическое выполнение формы, так как не в меньшей степени суть ката заключена в духе ее выполнения. Демонстрация ката без должного внутреннего настроя делает ее мертвой и бессмысленной. Правильно выполненная ката должна продемонстрировать контроль тела и разума обоих исполнителей.

Важным для понимания ката является понятие «гири фуни» — провозглашающее единство техники и принципа. Таким образом, важным моментом в процессе изучения ката Бушинкан дзю-дзюцу является правильное понимание всех аспектов техники и реализации ее на физическом уровне.

Для достижения идеального исполнения ката исполнитель должен стать единым целым с техникой, которую выполняет. Он не должен задумываться над ней, выполняя ее как естественное движение.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: «ДЗИ-ТА КЁЭЙ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА.

Важнейшим принципом, который используется в процессе тренировки ката, является «дзи-та кёэй» — принцип взаимного сотрудничества, проявляющийся при постоянной работе с партнером и существенно уменьшающий элемент опасности при тренировке. Идеальным примером этого является возможность отработки опасных боевых приемов, применение которых невозможно в спортивном поединке и опасно во всех случаях, кроме максимально контролируемых условий ката. Без использования такого тренинга дзю-дзюцу утрачивает свое значение в качестве реальной системы самообороны и нападения в реальной ситуации смертельной схватки.

Очень важным аспектом ката является то, что каждый исполнитель, независимо от своей роли в ката, должен работать в гармонии со своим партнером. Таким образом, ката выражает сотрудничество обоих исполнителей. Следует понимать, что такая взаимная работа предполагает обусловленные технические действия, определяет взаиморасположение и момент времени. Однако в ката нет места фальсификации движений. Помощь партнеру в выполнении технического действия излишне ранним реагированием нужно считать неверным исполнением формы, которое тормозит рост мастерства и вырабатывает неправильный стереотип движений и ложную уверенность в некорректно исполненной технике.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КАТА.


-
Развитие хорошей технической базы
-

Развитие понимания основополагающих принципов
- Обеспечение возможности занятий для всех желающих
- Обеспечение гармоничного развития тела и развитие контроля сознания
- Развитие духа взаимодействия и взаимного уважения

Полноценного развития технической базы невозможно достичь одними только тренировочными или соревновательными схватками из-за необходимости введения ограничений на применение опасных для жизни боевых приемов. Их изучение и отработка возможны в ката, поэтому ката являются основополагающим тренировочным методом Школы. Основу техники Бушинкан дзю-дзюцу составляют различные методы самообороны и нападения, так как, согласно главной идее Школы, спортивные достижения вторичны и являются не самоцелью, а следствием верной практики. Таким образом, ката является основным методом, позволяющим сохранить истинный смысл и дух боевого искусства.

Понимание принципов является важным аспектом постижения сути боевого искусства избранной для практики Школы. Многолетний опыт показал, что такое понимание увеличивает эффект от тренировки. Ката является основой для владения всеми основными навыками дзю-дзюцу, и ее практика позволяет освоить все характерные для Школы базовые элементы техники. Это связано с тем, что в ката представлены идеальные условия для изучения и практики. Согласно принципу взаимодействия, партнеры могут свободно тренировать необходимые им технические действия, видя в них реализацию основополагающих принципов.

Ката позволяет тренироваться всем желающим, как молодым и здоровым физически людям, так и пожилым и имеющим физические недостатки или слабое здоровье. Этот метод тренировки предполагает гораздо меньший, чем поединки, расход энергии и позволяет тренироваться, укрепляя тело. Важным результатом регулярной практики ката является улучшение состояния здоровья занимающегося вследствие развития кровеносной и дыхательной систем. Технические действия ката, практикуемые в особом режиме, развивают опорно-двигательный аппарат. Укрепление дыхательной и кровеносной систем организма сохраняет здоровье артериям и венам и улучшает кровоток. Также от регулярных упражнений укрепляются кости, становятся эластичными сухожилия и мускулы, улучшается гибкость.

Метод ката позволяет освоить весь арсенал техники Школы и предполагает гармонично выстроенную тренировку приемов на обе стороны (чего обычно не случается при отработке излюбленной техники для спортивной схватки «токуи-ваза»). Также важно, что в процессе освоения тщательно продуманных ката развивается все тело исполнителей и вырабатываются важные как для схватки, так и для обычной жизни навыки. Концентрация на своих действиях и выработанная долгой практикой боевых приемов уверенность в своих возможностях позволяют развить контроль сознания. Ката вырабатывает такие важные моменты, как чувство дистанции «ма-ай», чувство момента времени «дэ-ай», формирует правильное выполнение отдельных движений, согласно основному принципу «ри-ай», и развивает энергетическую наполненность действий «киай». Очень важным является «заншин» — состояние ментальной и физической готовности, которое является одним из основополагающих компонентов ката. Необходимым каждому воину умением является возможность выполнить техническое действие бессознательно, автоматически. Это умение строится на работе подсознания и выработанном условном рефлексе, который приходит с практикой ката.

Правильная тренировка ката позволяет сформировать истинный дух боевого искусства и путем последовательного исполнения партнерами ролей атакующего, а затем атакуемого развивает взаимоуважение и чувство партнера.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: КАТА КАК МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ.


Одним из аспектов ката (важным для преподавателя) является его возможность служить средством оценки уровня подготовленности занимающегося.

Есть ряд сложностей в объективном оценивании действий тестируемых последователей Школы или спортсменов, выполняющих ката. Для того чтобы быть объективным, экзаменатор или судья должен четко понимать критерии оценки ката. Для этого он должен иметь высокий личный уровень в этой области.

Существуют ряд важных критериев, основываясь на которых, можно проводить оценку исполнения ката как на экзамене, так и в спортивном состязании. Есть физические критерии оценки, технические критерии оценки и критерии оценки ката, которые можно условно отнести к психоэмоциональному выражению внутреннего состояния исполнителя.

К первой группе нужно отнести уровень проявления исполнителями своих личных физических качеств: скорости, выносливости и координации, возможности достаточного напряжения и расслабления в определенные моменты выполнения.

Ко второй группе относится реальность атакующих, защитных и контратакующих действий, правильность демонстрации базовой формы ката, правильное дыхание, устойчивость и четкость позиций, осанка, а также контроль и страховка при атакующих и контратакующих приемах, реагирование и самостраховка для ассистента.

Третья группа: соблюдение ритуала, постоянная собранность, сохранение «заншин», киай, правильного взгляда «мэцукэ».

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ.

Начальное обучение Бушинкан дзю-дзюцу основано на освоении базовых форм выполнения технических действий и постепенном усложнении их в процессе тренинга. Базовые техники составлены в «ката», которые являются одним из фундаментальных аспектов общей тренировочной программы Школы, наряду с условными и свободными поединками — «рандори» и дополнительными специальными разделами.

Необходимо понимать, что последовательность действий ката точно выверена и изменение ее может привести к замедлению прогресса обучения. Знакомство с техниками более высокого уровня без освоения основной базовой программы недопустимо, так как тело ученика может быть еще не подготовлено к их выполнению. Особенно это касается высоко координированных приемов, требующих хорошего владения самостраховкой «укеми» и техники воздействия на суставы, потому что недостаточно тренированный ученик может не соответствующим образом или не вовремя отреагировать, что приведет к травме. С течением времени, при регулярных тренировках базовой техники вырабатывается устойчивый навык, позволяющий смягчить воздействие на сустав, а также совершенствуется техника падения. Практика готовит тело к более сильным нагрузкам, развивает гибкость и силу суставов и сухожилий, повышает болевой порог и позволяет выдерживать достаточно сильные и болезненные воздействия.

Последовательно введенные в тренировочную программу методы воздействия на тело при правильно построенных занятиях не только не травмируют, но даже развивают его, прочищая энергетические каналы. Для этого на более высоком уровне большинство базовых техник начального этапа включает в себя дополнительные тонкости воздействия на определенные точки. Освоение базовой техники «ки-хон» также предполагает овладение искусством мышечного и психического расслабления, что существенно понижает степень болевого воздействия. А это в свою очередь позволяет получить дополнительный шанс в реальном поединке. В результате правильно выстроенной практики болевое ощущение от воздействий станет переноситься гораздо легче, чем на начальном уровне.

Очень важным аспектом подготовки является развитие особой чувствительности, позволяющей эффективно контролировать свою силу и степень воздействия на противника. Причиняемая боевой техникой боль может иметь разный характер и варьироваться от короткой и острой до чрезвычайно продолжительной. При этом техника такого рода вовсе не обязательно должна привести к травме.

С ростом практического мастерства развивается уверенность в своих возможностях. Процесс основной подготовки дзю-дзюцу достаточно длителен. Необходимая для схватки спонтанность реакции развивается последовательно и проходит несколько этапов: сначала регулярное и многократное повторение базовой техники подчиняет тело и создает необходимый автоматизм. После того как изучаемые движения становятся естественными, тело само начинает воспринимать то, чему его обучают, и адаптирует это соответственно своим возможностям. Следующий этап подчиняет сознание, убирая из него естественный страх и развивая способность к инстинктивному реагированию.

Существуют «открытые» и «закрытые» формы выполнения технических действий Бушинкан дзю-дзюцу. С течением времени и с постижением каждого следующего уровня отдельные методы, входящие в базовые ката, могут видоизменяться, обогащаясь дополнительными тонкостями выполнения.

Техническая подготовка «гихо» состоит из вспомогательных методов «ходзё-хо», способов атаки «когэки-хо» и способов защиты «бо-гё-хо» и включает методы спасения тела при падении, выведения из равновесия, позиции и стойки, перемещения, уходы и уклоны, способы нанесения ударов и блоков, броски и опрокидывания, болевые и удушающие приемы, способы иммобилизации.

ГИ-ХО

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ХОДЗЁ-ХО

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

КОГЭКИ-ХО

МЕТОДЫ АТАКИ

БОГЁ-ХО

МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ

Последовательность изучения технических действий Бушинкан дзю-дзюцу ката строится следующим образом: начальный и продвинутый этап.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП:

-
Ходзе но Ката — подготовительные, вводные формы
-
Кихон но Ката — основные, базовые формы технических приемов, включая:
-
Кихон-идо но Ката — динамическое выполнение базовых форм (подразделение Кихон но Ката)
Начальный этап изучения Бушинкан дзю-дзюцу делится на основной и специально-подготовительный разделы.

Пять подготовительных технических разделов (гохо но ходзё ваза):

1. Движение ног (аши сабаки)
2. Уходы и уклоны (каваши)
3. Спасение тела (укеми)
4. Выведение из равновесия (кузуши)
5. Методы освобождения от захватов (нуки ваза)

Пять основных технических разделов (гохо но ходзё ваза):

1. Удары (атэми)
2. Опрокидывания и броски (наге)
3. Контроли воздействием на суставы (кансетсу)
4. Контроли удушающим воздействием (шиме)
5. Контроли точечным воздействием на мягкие ткани (дзэмэ)

Дополнительно к основным формам на начальном этапе изучаются методы «входа» в прием «ирими ваза».

ПРОДВИНУТЫЙ ЭТАП:

После достижения соответствующего технического уровня последователь Школы допускается к изучению продвинутых сложных форм.
Этим этапом изучения является отработка различных вариантов выполнения базовой техники, освоение искусства тактического входа, методов комбинирования и контрприемов, а также овладение умением выполнять изученные приемы в качестве самообороны или нападения.
-
Кихон оку но ката — сложные технические действия, базирующиеся на начальных приемах
-
Хэнко ваза — различные варианты выполнения основной техники
-
Рэндзоку ваза — методы комбинирования изученных приемов
-
Каеши ваза — методы проведения контрприемов (относятся к кихон или кихон оку)
-
Оё ваза — методы реального применения (приемы самообороны и нападения)
-
Сэн-дзюцу — тактические приемы, включая ирими (входы)
На этом уровне, в программу, кроме основных разделов, включается дополнительный — методы противодействия технике
«ваза ку-даки». Он входит составной частью в
каеши (технику контрприемов),хотя его приемы как отдельные элементы изучаются раньше.

Все вышеупомянутые технические действия основаны на базовых формах выполнения боевой техники Бушинкан дзю-дзюцу.

Нужно понимать, что базовые формы
«кихон ката» — принципиальные технические действия, которые являются составной частью реально применимых приемов боевого искусства.

Условно технические приемы Бушинкан дзю-дзюцу можно разделить на
«ко-ваза» и
«о-ваза» — приемы, выполняемые с малой и большой амплитудой соответственно. На начальном этапе в ката изучаются варианты выполнения приемов с большой амплитудой. Это вызвано необходимостью развить правильные и сильные движения всего тела, а также наглядно продемонстрировать основные принципы исполнения техники Школы. Кроме того, использование этого метода в качестве базового дает возможность ассистенту сравнительно легко освоить укеми, что затруднительно при коротких и неамплитудных действиях партнера.
На высоком уровне освоения ката амплитуда некоторых технических действий уменьшается, но увеличивается уровень возможностей ассистента, что позволяет ему эффективно реагировать на прием.

Вариации технических действий ката
«хэнка ваза» чрезвычайно многообразны. Основанные на базовых принципах кихон, они могут включать в себя множество дополнений и изменений внешней формы, что позволяет иногда называть их термином
«сэмпэн-банка» (тысяча изменений и превращений) в соответствии с изменяющейся ежесекундно ситуацией.
Стандартизированные штаб-квартирой Бушинкан технические приемы дзю-дзюцу не являются единственными, применяемыми в тренировочной методике этого направления. В различных додзё Школы преподаватели разработали собственные формы комбинирования боевой техники, ориентируясь на изученные классические ката. К таким формам в основном относятся специализированные разделы самообороны и нападения.
Широкий диапазон возможностей необходим для того, чтобы каждый специалист смог целостно выразить себя в рамках общего принципа построения ката Школы и внести свой вклад в ее развитие.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: СЮ-ХА-РИ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.


Условно этапы развития технического мастерства и адаптации техники боевого искусства разделяются на три ступени.

Первая ступень — «СЮ» — предполагает нахождение на начальном уровне изучения технических приемов. На ней исполнитель полностью имитирует действия, показанные преподавателем без каких либо изменений или дополнений.

Вторая ступень — «ХА» — предполагает наличие некого личного опыта и допускает свободу реализации на основе совершенного владения базовой формой. В этом случае исполнитель выполняет установленную форму, включая в нее различные незначительные дополнения в тренировочном процессе. Эти изменения, например, могут появиться из-за разницы в телосложениях адептов.

Третья ступень — «РИ» — это реализация собственной оптимальной формы базовой техники, т.е. полноценная адаптация техники соответственно своим приоритетам и физическим характеристикам. По сути, техника остается той же, но, отходя от формы, исполнитель обретает естественность при ее выполнении —
«шидзэн но ката». Это и объясняет возможное изменение амплитуды движений, которое обычно присутствует в процессе личностного роста адепта боевого искусства.

СЮ-ХА-РИ — это средство развития, один из принципов, понимание которого позволяет классической Школе боевого искусства выжить в современных, постоянно изменяющихся условиях.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: РЕЖИМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КАТА.


В боевом искусстве обычно различают три категории выполнения ката: «боевая форма» —
оё-гата, «форма, демонстрирующая принципы», —
рихо-гата и «форма, развивающая энергию и мощь», —
тан-рэн-гата.

Следует четко понимать предназначение каждой конкретной формы и возможность различных методов исполнения практически всех ката.

Боевая форма оё-гата существует для всех изучаемых технических действий. Это практический метод использования техники, рекомендуемый к применению адептам Школы. Оё-гата обычно практикуют ученики, имеющие мастерский уровень, т.е. владеющие основными принципами Школы и правильной техникой. При исполнении оё-гата возможно комбинирование технических действий, т.е. введение некоторых дополнений, увеличивающих шансы применения базовой техники. Такими дополнениями могут стать удары и ущемления, которые не демонстрируются в базовой форме рихо-гата. Оё-гата обычно не демонстрируется на показательных выступлениях и отрабатывается только среди последователей Школы, которые признаны достойными для получения этих знаний. Она включает дополнительные тонкости и нюансы выполнения, которым обучаются на высоком уровне освоения техники и принципов Школы.

Нужно понимать, что все другие формы тренировки ката являются вспомогательными для освоения оё-гата.

Аттестация и показательные выступления, как правило, требуют исполнения рихо-гата, т.е. формы, которая наиболее полноценно демонстрирует овладение исполнителем основными принципами и техникой. Как правило, этот метод исполнения включает классическую технику в чистом виде, без каких-либо дополнений.

Танрэн-гата предлагает метод исполнения техники, который увеличивает мощь и развивает конкретные качества, нужные исполнителю для полноценного овладения боевой формой. При этом большое внимание уделяется внутреннему наполнению ката — дыханию и концентрации, что делает эту форму энергетически наполненной. Почти каждая форма может быть выполнена на тренировке в таком энергетическом режиме. Также существуют отдельные формы танрэн-гата, представляющие собой конкретные упражнения для развития силы и энергии.

Большинство базовых ката Бушинкан включают элементы танрэн-гата, так как важную роль в них играют контроль дыхания и концентрация внимания.

Рассмотрим на конкретном примере одну из базовых форм: котэ кансетсу но ката — форму болевых воздействий на кисть.

Медленное выполнение этой формы в классическом виде, без дополнений, акцентируя внимание на дыхании и аккуратном растягивании суставно-связочного аппарата партнера, является методом танрэн-гата. Ассистент при этом концентрируется на расслаблении атакуемой конечности и на верном исполнении страховки «укеми». Этот метод в равной степени развивает как исполнителя, так и ассистента.

Аттестационная форма котэ кансетсу представляет собой рихо-гата. При выполнении на не очень высокой скорости она идеально демонстрирует понимание основных принципов и овладение базовой техникой.

Выполненная в быстром темпе, с использованием предварительных и завершающих ударов, в ряде случаев усиленная дополнительными тонкостями, эта же форма принимает облик оё-гата.

КАТА

ФОРМА

РИХО-ГАТА

ФОРМА ПРИНЦИПА

ТАНРЭН-ГАТА

УКРЕПЛЯЮЩАЯ ФОРМА

ОЁ-ГАТА

ПРИКЛАДНАЯ ФОРМА

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: БУНКАЙ («внутреннее содержание»).


Внутреннее содержание ката — это знание тонкостей, которые делают техническое действие эффективным. Множество приемов дзю-дзюцу с ростом уровня ученика обогащается дополнительными нюансами выполнения. Это введение точечного воздействия при, казалось бы, простых захватах, дополнительные воздействия на суставы, в некоторых случаях использование дополнительных, практически незаметных движений и пр. Бункай передается по достижении учеником соответствующего уровня и углубляется в зависимости от роста его квалификации и соответственно степени понимания и реализации.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: СООТВЕТСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ.

Первый дан

Обладатель шодан (черного пояса первого дана), даже освоив основные аспекты методики преподавания, еще не может эффективно проводить обучение. Его собственный технический уровень и уровень понимания еще не достаточно высоки, и соответственно ряд не освоенных им аспектов не может быть передан ученикам. Обладатель шодан может квалифицированно ассистировать в проведении тренировочных занятий. Это техничный исполнитель, способный выполнить изученную технику на нормальной скорости и помочь начинающему в процессе тренировки. Он является семпаем — старшим учеником Школы, подготовленным для серьезных испытаний.

Второй дан

Освоение базовой формы и умение инстинктивно реагировать на ситуацию соответствуют классу нидан (второго дана), и специалист этого уровня уже может достаточно квалифицированно проводить занятия в группах для начинающих. Нидан предполагает умение применять боевую технику на высокой скорости. Изучив теорию и методику обучения, он может стать шидоин — профессиональным преподавателем.

Третий дан

Мастерство сандан (третьего дана) высоко и очень эффективно. Он в совершенстве владеет базовой техникой и техникой комбинирования и контрприемов и может применять ее в различных ситуациях с большой мощью и скоростью, а также полноценно владеет тактическими приемами. Уровень понимания сандан достаточно высок, чтобы полноценно обучать учеников, даже достигших уровня черного пояса низших степеней.

Четвертый дан

Йондан (четвертый дан) характеризуется совершенно другим подходом к тренировочной деятельности и реализации боевой техники. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Способность к преподаванию также существенно увеличивается. На уровне четвертого дана ученик получает возможность пройти курс обучения на «шихан-дай», что предполагает большой объем новой информации. На таком уровне ученик получает дополнительные знания и методы, делающие выполнение боевой техники гораздо более эффективным, что, следовательно, еще больше расширяет возможность его понимания и личной реализации. Шихан широко использует в своей практике знания физиологии и биоэнергетической системы человека.

Пятый дан

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: ПОДХОД К ТРЕНИРОВКЕ КАТА.

Правильный подход к тренировочному процессу является необходимой базой для постоянного прогресса. Это требует соблюдения ряда условий:

1.Изучать технические приемы следует постепенно, выполняя их сначала на небольшой скорости. Важно стараться полностью сохранять классическую форму для каждой техники и следовать всем рекомендациям инструктора. Скорость нужно увеличивать не спеша. При этом необходимо следить за правильностью выполнения каждого конкретного элемента приема.

2.Не следует сопротивляться выполнению приема без соответствующей команды инструктора. Для облегчения понимания техники на начальном этапе в некоторых специально оговариваемых инструктором случаях следует помогать партнеру в ее выполнении. Возможность сопротивления приему, который заранее известен, не является доказательством его непрактичности. Выполняемый в реальной ситуации прием должен быть неожиданным для противника. Сопротивление, необходимое для того, чтобы сделать выполнение техники более реалистичным, должно вводиться в тренировочный процесс только после того, как общий принцип и форма усвоены.

3. Ни в коем случае нельзя пытаться выполнить прием за счет физической силы. Нужно постараться найти техническую ошибку и исправить ее. Правильно проведенный прием не предполагает приложения значительных физических усилий. Привычка выполнять технику за счет силы вызывает неверный стереотип движений, что в итоге приводит к невозможности реализации ряда основных принципов дзю-дзюцу.

Годан (пятый дан) позволяет пройти специальный курс обучения на ренши, что определяет обладателя этого титула как эксперта. Потенциал физического уровня выполнения техники пятого дана максимально высок. На этом уровне он допускается к высшим знаниям окудэн, а также к ряду сложных психофизических практик. Мастер уровня ренши может компетентно проводить занятия с учениками любого низшего уровня и в состоянии абсолютно объективно оценивать их мастерство.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: ЭСТЕТИКА КАТА, КИ-ЭНЕРГИЯ, КИАЙ - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ.

ЭСТЕТИКА КАТА

Ката дзю-дзюцу, как и других искусств Японии, явно показывают стремление к совершенству. Это проявляется в целесообразности движений, отсутствию лишних, вычурных действий, проявлении особой изящности «сибуми». Сам термин «ката» в боевом искусстве правильно переводится как совершенная форма выполнения боевых технических действий. Поэтому, кроме боевой реализации, ката боевого искусства должны приносить и эстетическое удовольствие совершенным исполнением как для самих исполнителей, вовлеченных в действие, так и для сторонних наблюдателей.

КИ-ЭНЕРГИЯ

Любое движение боевого искусства возможно при соответствующем наполнении его энергией. Основные концепции этого явно реализованы во всех технических действиях Школы Бушинкан. Для правильного и максимально эффективного выполнения боевого приема и вообще любого действия следует соблюдать пять аспектов.


5 аспектов направления энергии (кирю но гойосо):

1. Направление взгляда (мэ цукэ)
2. Направление центра (чусэн цукэ)
3. Направление рук (тэсэн цукэ)
4. Направление сознания (чисэн цукэ)
5. Дыхание (кокью реку)

Когда пять указанных аспектов единонаправлены, ваше движение будет сильным и эффективным. В случае, когда руки движутся в одном направлении, тело — в другом и глаза смотрят в третьем, разложение силы может свести ваши усилия к нулю.

КИАЙ - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ

В процессе тренировок энергетическая система организма изменяется. Каналы, по которым протекает энергия, очищаются, и тело начинает функционировать более эффективно. С прогрессом выполнение боевой техники становится более мощным. Это связано с тем, что, поскольку системы организма работают более слаженно, реакция улучшается и энергетическая наполненность каждого движения существенно увеличивается. Поэтому, несмотря на расслабленность, технические действия воспринимаются противником как чрезвычайно мощные и сильные. Это объясняет то, что внешне одинаковая техника в исполнении мастера более высокого уровня обычно выглядит и ощущается более эффективной и болезненной, чем у человека, имеющего низший уровень.

Традиционное понятие «киай» определяет энергетическую наполненность человека. Ощущение этого наполнения должно присутствовать постоянно, в процессе демонстрации и регулярной практики ката и любой другой техники.

Для совершенного киай в ката требуется прекрасная координация движений и уверенность обоих партнеров. Это в свою очередь приводит адептов к состоянию непоколебимого духа «фудошин».

Киай требует полноценного единства сознания и тела, что развивается путем правильной тренировки ката и рандори. «Кэнсэй» — выкрик, который часто проявляется в момент высшей экзальтации в процессе проведения приема, также прямо связан с киай, но не является обязательным во всех случаях. Наряду с ним, существует и безмолвный киай.

Кэнсэй возникает в момент наибольшей интенсивности действия. Он не обязательно должен быть синхронизирован с моментом удара или приема. Звук киай редко звучит по-человечески и ощущается противником и окружающими, также являясь одним из методов воздействия.

С концепцией киай неразрывно связан термин «сакки» — наблюдение за ки. Это умение появляется у мастера тогда, когда его киай совершенен и начинает работать «синган» — око сознания. Считается что в этом случае он может заранее почувствовать опасность и предпринять меры для ее предотвращения.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: ФУДОШИН, ЗАНШИН.


ФУДОШИН - НЕПОКОЛЕБИМЫЙ ДУХ

Понятие «непоколебимый дух» выражает свободу разума мастера. Суть этого понятия в том, что подготовленное специальным тренингом сознание не должно отвлекаться ни на какие мысли или события и быть пустотным «мусин». Его реализация позволяет быть всегда готовым к любым неожиданностям.

В ката фудошин выражается, в том числе, в принятии реальности техники и выполнении ее со всей серьезностью.

ЗАНШИН - ОСТАЮЩИЙСЯ ДУХ

Одним из аспектов фудошин является «заншин» — постоянное сохранение внимания и состояния готовности. В ката, как и в жизни, даже после успешного проведения технического действия исполнителю необходимо всегда быть готовым к очередной атаке. Эта готовность внешне проявляется в завершающей позиции, которая позволяет мгновенно среагировать на любое продолжение атаки.

Заншин — это состояние предельной психической мобилизации. Оно должно оканчиваться вскоре после завершения последнего движения боевого приема. Также заншин должен проявляться во время пауз, которые могут возникнуть в процессе исполнения технических действий. Например, в процессе перехода в состояние готовности после окончания приема.

Ассистент в ката также должен демонстрировать способность продолжать, находясь в состоянии готовности даже после падения и при отходе от партнера. Его выполнение уке-ми и, при необходимости, какой-либо техники должно быть активным, однако, без преувеличения.

Часто встречающейся ошибкой в ката является сознательное утрирование заншин, которое проявляется в учащенном дыхании, изменении вы- ражения лица, прищуривании или выкатывании глаз. Следует понимать, что заншин — это состояние полноценной боевой готовности, максимальной эффективности. Это состояние, которое не следует афишировать сознательно.

Заншин очень важен для воина. Это состояние предельно обостряет его восприятие, развивает «харагэй», и он приобретает способность мгновенно реагировать на любое изменение ситуации.

Для преподавателя заншин его ученика также важен, так как показывает достижение высокого уровня тренированности.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: ХАРАГЭЙ.

ХАРАГЭЙ - ИСКУССТВО ЖИВОТА

Сверхчувствительность к мыслям и чувствам других часто называется «харагэй». В японской истории есть много описаний проявления харагэй. Дословно этот термин переводится как «искусство живота». Это обусловлено тем, что, с точки зрения японской традиции, живот (хара) является вместилищем души. Харагэй — это особое чувство, вырабатываемое в процессе правильных занятий. Считается, что харагэй позволяет почувствовать опасность еще до ее проявления, что дает возможность эффективно контратаковать противника еще до начала его атаки. Сохранение пустого сознания «мусин» является важным шагом к овладению этим искусством.

Практика развития харагэй включает в себя и психофизические упражнения. Важным является концентрация сознания на одной точке «сэйка-но иттэн», расположенной на несколько пальцев ниже пупка. (Сэйка — «движение в покое и покой в движении», иттэн — одна точка.) Эту область принято называть «гедан тандэн» — нижний тандэн, а упражнение, следовательно, «тандэн-хо». Процесс постоянной концентрации сознания на тандэн во время исполнения движений ката или рандори обычно называют центрированием. На уровне овладения внешней формой ката ученикам рекомендуется потренироваться в выполнении техники медленно и с полной концентрацией на тандэн. Это со временем развивает особые ощущения и является одним из методов, влияющих на развитие харагэй.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: КОКЬЮ-ХО.

КОКЬЮ-ХО
«дыхание»

Дыхание в процессе выполнения технических действий дзю-дзю-цу должно быть в основном диафрагмальным. В некоторых частях тренировочного процесса оно должно быть по возможности медленным и глубоким. В другие моменты — быстрым, довольно поверхностным и резким. В процессе и после выполнения ката дыхание не должно сбиваться. Правильное дыхание является главным механизмом сопротивляемости организма утомлению. От постановки дыхания зависит возможность вести поединок в течение длительного времени или проводить его после существенных физических усилий, например после бега (что может быть важным для сотрудников различных армейских подразделений специального назначения).

Ритм выполнения движений должен допускать возможность контролировать дыхание. Все технические действия выполняются с выдохом. Вдох проводится через нос. Выдох проводится непрерывно или по частям, в зависимости от технических действий. Часть воздуха должна постоянно оставаться в легких, сохраняя энергию для следующего движения. Однако при решающем действии (как правило, окончание технического приема) возможен сильный выдох с исполненным энергией громким звуком. В процессе выполнения ката рекомендуется следующий вид дыхания: вдох, короткий скрытый выдох 30-40 процентов воздуха и работа с постоянным сохранением 60-70 процентов воздуха. Это позволяет скрыть момент вдоха и выдоха, сделав дыхание почти незаметным.

В боевом искусстве крайне важное значение имеет понятие пустоты «кё» и полноты «дзицу». В момент собственной «полноты» следует атаковать противника, находящегося в «пустоте». Правильное дыхание позволяет быстро реагировать на изменение ситуации и дает возможность мобилизовать силы для атаки в необходимый момент.

Дыхание в реальной ситуации должно быть скрытым от противника. Умение определить момент его «пустоты», когда противник только собирается вдохнуть или когда он уже почти выдохнул, является высоким искусством. Оно позволяет атаковать противника в момент наибольшей слабости. Сокрытие своего дыхания необходимо для того, чтобы не позволить противнику застать себя в наименее удачный для самозащиты момент.

В ката, которые выполняются парно, ритм дыхания для обоих исполнителей должен быть одинаковым.

Грубой ошибкой является озвучивание своего дыхания или открытая его демонстрация, что особенно часто происходит после окончания демонстрации ката.

Исключением является метод выполнения ката в дыхательном режиме, который используется для развития определенных качеств. Этот метод относится к танрэн-гата и обычно не является объектом для демонстрации.

Ката выполняется без излишнего напряжения, со спокойным лицом и тихим дыханием. Расслабление очень важно, так как напряженные мускулы оказывают отрицательное влияние на циркуляцию крови, что накладывает особую нагрузку на сердце. При излишнем напряжении дыхание становится поверхностным и не может быть плавным.

В некоторых формах предусмотрен «кэнсэй» — выкрик, демонстрирующий мощный выброс энергии.

Тактические приемы сэн, го но-сэн, сэн но-сэн и тай но-сэн непосредственно зависят от умения контролировать собственное дыхание и ощущать дыхание противника. В любом случае, не только во время поединка, но даже в процессе тренировки ката следует атаковать противника в момент энергетической пустоты, т.е. в начале его вдоха или в момент окончания выдоха, прямо перед вдохом.

Кокью должно стать естественным состоянием для адепта любой школы боевого искусства. Во время выполнения всех упражнений необходимо постоянно ощущать наполнение тела чистой энергией. Когда тело наполнено ки, становится возможным использовать силу, называемую «кокью реку». Мастера боевых искусств говорят, что эта сила дыхания не только человеческого тела, но и окружающей нас Вселенной. Сделав кокью своим естественным состоянием, адепт создает тело, единое со всей Вселенной. Сила Вселенной заполняет все части тела, аккумулируясь в тандэн, и может быть использована в любом направлении и в любое желаемое время. Технические приемы боевого искусства, выполняемые без излучения этой силы, являются только пустой оболочкой.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”:
ДИАФРАГМАЛЬНОЕ И ГРУДНОЕ ТИПЫ ДЫХАНИЯ.

ДИАФРАГМАЛЬНОЕ И ГРУДНОЕ ТИПЫ ДЫХАНИЯ

В дзю-дзюцу место нахождения центра тяжести называют «хара». Центр тяжести крайне важен, так как без его развития невозможно хорошее равновесие. Также без развития ощущения центра тяжести невозможно эффективное использование своего веса для выполнения боевых приемов. Для развития хара необходимо использовать дыхание животом. Диафрагмальное дыхание играет огРомНую роль в формировании правильной осанки.

Глубокое грудное дыхание часто становится причиной поогибя в спине, что при выполнении технических приемов может привести к негативным последствиям для здоровья и к травме позвоночного столба. Кроме того, грудное дыхание приподнимает центр тяжести что снижает устойчивость и облегчает противнику проведение выведения из равновесия. При дыхании грудью плечи отводятся назад что также мешает правильному выполнению боевой техники. В боевых искусствах важно и то, что дыхание грудью не позволяет скрыть момент наименьшего энергетического потенциала.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: ХЕШИ.

ХЕШИ
«ритм»

Ритмический рисунок ката во многом зависит от физических возможностей исполнителей. Применение приемов ката дзю-дзюцу предполагает взаимодействие с партнером. Соответственно в ритме и скорости исполнения ката играют роль данные как ТОРИ, так и УКЭ.

Однако нужно понимать, что в любом случае существуют моменты, акцентирование внимания на которых крайне важно для правильного понимания и реализации ката. Эти моменты ката регламентированы и имеют объяснение.

Паузы, периодически возникающие в ката, характеризуются глубиной заншин и некоторыми техническими элементами, ускорение которых является технически неверным. Нужно понимать, что между мощными техническими приемами пауза должна быть несколько большей, чем после приемов, изначально рассчитанных на комбинацию и вытекающих один из другого. Это объясняется тем, что после мощного удара или броска следует верно оценить изменившуюся дистанцию или дать противнику возможность упасть для того, чтобы последующий прием или добивающий удар был более эффективен. Однако в комбинации пауза может помешать, дав противнику возможность собраться и контратаковать в момент остановки действий.

В ката наиболее длинной является пауза, возникающая после завершения последнего действия ката перед возвращением в положение готовности. В это время можно совершить несколько медленных дыхательных циклов.

Также большей, чем просто пауза между техническими действиями, может быть пауза, возникающая после выполнения киай — технического действия с высокими энергозатратами.

Паузы, возникающие в процессе исполнения ката без каких-либо объективных причин, можно расценивать как замешательство исполнителя и недостаточное владение ката.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”: РЕКУ.


Что же касается абсолютной силы, то большинство мастеров
указывают на необходимость научиться выполнять боевую технику без
приложения большой физической силы, считая такую силовую манеру
не соответствующей основным постулатам и концепции дзю-дзюцу.
Элемент, выполненныйсо значительным усилием, может не сработать
против существенно превосходящего весом и силой человека, а всегда
рассчитывать на собственное многократное силовое превосходство
невозможно для человека среднего роста и веса.

Ясумото Акиёши, 9-й дан

РЕКУ
«сила»

Каждый прием боевого искусства должен обладать разрушительной мощью «и реку». Однако одна абсолютная физическая сила не позволяет добиться подобного. Для того чтобы техническое действие было проведено эффективно, его, как правило, следует выполнять во взрывной манере. Такая взрывная сила называется «сюмпацу реку», и одним из важнейших ее аспектов является высокая скорость. Для того чтобы создать такой взрыв, необходимо умение предварительно хорошо расслабиться, так как именно благодаря расслаблению можно увеличить скорость движений. В реальной схватке взрывная сила важна и для броска, и для удара, и для выполнения болевого приема.

Эффективность боевой техники дзю-дзюцу напрямую зависит от умения правильно приложить силу тела против слабых частей тела противника или против всего противника, выведенного из равновесия.

Умение прикладывать усилие всего тела в одной точке и концентрация силы определяются термином «сючу реку».

Для того чтобы правильно вкладывать всю силу тела в техническое действие, адепту нужно овладеть «чусин реку», т.е. научиться центрировать свои усилия. Для этого необходимо понимание концепции центральной линии. Эта идея прослеживается во многих направлениях японского боевого искусства и становится понятной при освоении правильной базовой техники.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”:
МЭЦУКЭ, ТОЯМА-НО МЭЦУКЭ, СЭЙГАН-НО МЭЦУКЭ, ФУТАЦУ-НО МЭЦУКЭ
.

Что касается глаз и сознания, то смотреть следует не глазами,
а сознанием. Смотря глазами, обманываются, смотря сознанием, не
обманываются. Как бы быстро ни двигались глаза, если
сознание руководит ими, еще до начала движения или остановки
сознание узнает об этом, в этом его заслуга.

Тиба Сюсаку «Кэмпо хикэцу»

МЭЦУКЭ
«взгляд»

Методы наблюдения в японских боевых искусствах называют общим термином
«кансоку-дзюцу». В этот раздел входит техника различных видов взгляда «мэцукэ». Правильный взгляд позволяет вовремя отреагировать на противника и мгновенно оценить ситуацию, что дает возможность занять выгодную позицию по отношению к противникам. В боевом искусстве используют несколько видов взгляда, два из которых очень важны для выполнения базовых ката.

Часто встречающейся ошибкой в ката является опускание взгляда вниз или концентрация его на какой-то конкретной части тела противника. Подобный взгляд не только не позволяет эффективно реагировать на ситуацию, но и нарушает позицию, оказывая негативное влияние на технику исполнения приемов даже в случае индивидуального тренинга.

В боевом искусстве существует ряд упражнений, направленных на развитие зрения. Эти практики относятся к передаче более высокого уровня и передаются в виде «кудэн» — устных наставлений личным ученикам.

ТОЯМА-НО МЭЦУКЭ

В ряде моментов ката нужно использовать технику взгляда на далекую гору — «тояма-но мэцукэ». Это взгляд, направленный на противника так, чтобы при этом не концентрировать свое внимание на конкретной части его тела. Глаза следует немного сузить. По рекомендации великого мастера фехтования Миямото Мусаши, следует, «не морща лба, сдвинуть брови так, чтобы образовалась складка в межбровье».

Техника взгляда на далекую гору позволяет замечать малейшие изменения в позиции и действиях противника. Взгляд должен быть направлен на уровень его глаз так, как будто вы действительно смотрите на что-то, расположенное вдалеке за его спиной.

Эта техника очень важна, особенно в случае групповой атаки, когда переключение внимания с одного противника на другого может привести к тому, что атакуемый пропустит момент атаки одного из них. Данный прием мэцукэ позволяет оптимально реагировать, так как позволяет видеть всех атакующих и не останавливать внимание на одном из них, создавая паузу. Также такой взгляд не позволяет противнику определить ваши намерения, поскольку он не фиксируется в конкретной точке и противник не может определить его направление.

Техника тояма-но мэцукэ должна применяться в начале выполнения приема (в процессе подхода) и по его окончании.

СЭЙГАН-НО МЭЦУКЭ

Сэйган-но мэцукэ — это взгляд, направленный в глаза противника. Эта техника используется во множестве традиционных школ боевого искусства и стоит на грани собственно зрения «кэн-но мэцукэ» и внутреннего восприятия «кан-но мэцукэ», так как, по мнению некоторых мастеров, позволяет читать намерения противника и оказывать на него прямое давление, возможно, даже программируя его на какие-либо действия. Технически сэйган-но мэцукэ — это тяжелый, почти немигающий взгляд в глаза. По движению глаз противника мастер может прочитать изменения в его психологическом состоянии.

В ката Бушинкан дзю-дзюцу техника сэйган-но мэцукэ используется в большинстве базовых и продвинутых технических приемов ката. Она унаследована из Йосин Рю. Кроме специально оговоренных случаев (обычно возникающих при бросках), в процессе выполнения большинства приемов в ката, следует применять именно эту технику взгляда.

ФУТАЦУ-НО МЭЦУКЭ

Дословно этот термин переводится как «использование двух взглядов» или как «не застывший, двигающийся взгляд». Похожий метод взгляда применяется в актерском искусстве театра «Но» и может быть использован в рандори. Суть этого метода заключается в том, что атакующий использует короткие взгляды, постоянно меняя их направление и не фиксируясь на одной точке. Техника этого взгляда маскирует намерения и вводит противника в заблуждение относительно направления истинной атаки. Этот вариант используется в качестве тактического приема в определенных ситуациях.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”:
МААЙ.

МААЙ
«дистанция»

Нужно понимать разницу между дистанцией оптимальной защиты «богё-но маай» и оптимального нападения «когеки-но маай». В зависимости от роста и наличия оружия разной длины дистанция, удобная для схватки, у атакующего и защищающегося различна. Разумеется, у каждого человека она собственная, соответствующая его личным физическим и психологическим характеристикам.

Также существует дистанция, определяющая психологическое состояние «кокоро-но маай» воина и являющаяся комфортной именно для него, независимо от его реальной физической возможности эффективно атаковать или защищаться с нее.

Гармоничной дистанцией нужно считать такое расстояние до противника, при котором физические и психологические возможности могут реализовываться оптимально, т.е. ту дистанцию, с которой можно атаковать или защищаться без промедления и на которой внутреннее ощущение не является дискомфортным и тормозящим.

В технике дзю-дзюцу существует несколько видов дистанции, каждый из которых может быть использован для достижения определенных технических целей. Условно их можно разделить на три больших раздела.

1. Длинная дистанция «тома» — такое расстояние, с которого для успешной атаки следует провести шаг для сближения с противником. Эта дистанция также используется при атаке с оружием, когда поражающее расстояние увеличивается за счет его длины.

2. Средняя дистанция, или дистанция удара «учима», — когда можно свободно наносить удары и проводить захваты на расстоянии вытянутой руки. Эта дистанция позволяет легко маневрировать, отходя или сближаясь с противником.

3. Ближняя дистанция «чикама» — расстояние близко к противнику, которое дает возможность проводить захват с полусогнутыми руками. Частным случаем этого вида является «фума» — отсутствие дистанции, дистанция плотного обхвата, т.е. нахождения вплотную с противником.

В ката, как и в рандори, в процессе выполнения технических действий используются все виды дистанции. Умение манипулировать дистанцией — большое искусство, включающее как методы сближения «ирими», так и методы растягивания «нобаси», выманивания противника. В этом случае до самого последнего момента атакующий противник должен верить, что может достать вас, но растягивая его атаку, незаметно увеличивая оптимальную для него дистанцию отклонением тела или скольжением, вы можете добиться своей цели, ослабив его и заставив немного выйти из устойчивого положения. Подобные техники относятся к разделу «хэйхо» — тактическим приемам.

к содержанию

“БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ: КАТА И РАНДОРИ”:
ДОПУСТИМЫЙ РЕЖИМ ТРЕНИРОВОК.

ДОПУСТИМЫЙ РЕЖИМ ТРЕНИРОВОК

Необходимо стараться избегать перетренированности. Для этого нужно внимательно исследовать свое реальное состояние, отслеживая появление признаков умственного и физического переутомления. Уровень вашей силы и технической подготовленности не играет особой роли в случае получения травмы или болезни. Во многих случаях травмы можно предотвратить. Для этого нужно тренироваться, стараясь не выходить за пределы своих возможностей, периодически в разумных пределах создавая некоторые «стрессовые» тренировки для их увеличения. В таком случае эти возможности будут постепенно расширяться при условии регулярной практики. Важно также предусмотреть организацию полноценного отдыха.

к содержанию

 

Комментарии выключены  

Комментарии закрыты.