Джиу-джитсу, материалы, Статьи

 

Авг
3

  Cловарь терминов

Cловарь терминов 

Команды:


рэй хо - ритуал, «методы отдания чести»;puцy рэй - поклон стоя;

дза рэй - поклон сидя;

додзе ни рэй - поклон месту занятий;

шомэн ни рэй - поклон месту почитания;

ото гаини рэй - поклон друг другу;

дзингу рэй - поклон на одном колене;

гассо рэй - поклон со сложенными руками;

кupuцyu - поднимитесь;

хаширу - побежали;

хаджи мэ - начинайте;

матэ - заканчивайте;

ямэ -стоп;

дзоку - продолжайте;

ясумэ - можно расслабиться;

йой - принятие готовности в естественном положение;

мава тэ - повернуться;

хантай - сменить сторону позиции.

 

Счет:


ичи
- один;ни - два;

сан - три;

ши (ион) - четыре;

го - пять;

року - шесть; 

хити - семь;

хати - восемь; 

ку - девять;

дзю - десять.

Ги - одежда:



кимоно - куртка нижняя;дзубон - штаны нижние;

оби - пояс;

хакама - штаны верхние;

хаори - верхняя куртка;

хати маки - головной платок;

дзори - тапочки.

Направления движения:


зенпо (мае)
 
- вперед;ко (уширо) - назад;

йоко - в сторону;

нанами - под 45 градусов;

хан зен (мае нанами) - под 45 градусов вперед;

хан ко (уширо нанами) - под 45 градусов назад;

омотэ - перед грудью;

ура - за спину.


Уровни:
гедан - нижний, ноги и бедра;

чудан - средний, корпус;

дзедан - верхний, плечи и голова;

дай дзедан - над головой.

Дистанции:
чика ма

- короткая;

ма - средняя;

то ма - длинная;


ма ай
- контроль дистанции.

Камае - позиции (дословно - преграда):
о ми

- полный разворот тела;

хан ми - разворот тела под 45 градусов;

зен ми - фронтальное положение тела;

гьяку хан ми - скручивание под 45 градусов;

гьяку о ми - полное скручивание;

миги - правосторонняя позиция;

хидари - левосторонняя позиция;

сэидза - позиция на коленях;

фудодза - позиция со скрещенными ногами;

шизен - естественная позиция;

андза - полулотос, спокойное сидение;

ката хиза - позиция на одном колене.


Ударные части тела:
атама мэн - лоб;

сэй кен - кулак;

хира кен - кулак с выдвинутыми фалангами пальцев;

тэтсуи - мышечная часть кулака;

ура тэтсуи - обратная мышечная часть кулака;

шуто - ребро ладони;

хайто - внутреннее ребро ладони;

ванто (удэ) - предплечье;

нуки тэ - рука-копье;

иппон кен - выдвинутая фаланга указательного пальца;

накадака кен - выдвинутая фаланга среднего пальца;

ойя юби иппон кен - выдвинутая фаланга большого пальца;

ура кен - обратная часть кулака;

тэй шо - основание ладони;

кума дэ - медвежья лапа;

тора дэ - тигриная лапа;

ваши дэ - орлиный клюв;

кокуто - согнутое запястье;

хай шу - тыльная часть открытой ладони;

сэй рю то - нижняя часть ладони;

эмпи (хиджи) - локоть;

коши (чусоку) - подушечка ступни;

сокуто - ребро ступни;

сокутэй - внутреннее ребро ступни;

какато - пятка;

хиза - колено;

цумасаки - пальцы ноги;

хай соку - подъем ступни;

сунэ - голень.



Tай хэн дзюцу- искусство перемещения тела.
Состоит из:
укеми, аши сабаки, тай сабаки и каваши.

1. Укеми - спасение тела при падениях. В этот раздел входят
кайтэн хо - методы кувырка и различные приемы боевой акробатики, например:

мае кайтэн рио тэ - кувырок вперед с помощью рук;

мае кайтэн мутэ - кувырок вперед без помощи рук;

йоко кайтэн - кувырок в сторону;

уширо кайтэн - кувырок назад;

джун кайтэн - кувырок вперед - в сторону;

зенпо укеми - жесткое падение вперед на предплечья;

зенпо кайтэн укеми - страховка кувырком вперед;

йоко укеми - страховка при падении на бок;

йоко кайтэн укеми - страховка кувырком в сторону;

кохо укеми - жесткое падение назад;

кохо кайтэн укеми - страховка кувырком назад;

кутэн укеми - страховка вперед в сальто;

йоко гохо укеми - жесткое падение в сторону;

кохо гохо укеми - жесткое падение на спину;

зенпо кайтэн гохо укеми - жесткое падение кувырком вперед;

о тэн рио тэ - колесо вперед;

о тэн ката тэ - колесо вперед через одну руку;

дайше puн - колесо вперед с разворотом;

дайше рин ката тэ - колесо вперед с разворотом через одну руку;

саю оки огари - подъем разгибом с лопаток;

атама тэн то - подъем разгибом с головы;

о тэн оки гари - подъем в стойку кувырком назад;

сэй фу оки гари - подъем в стойку “вихрем”;

мавари тэн то - рандат (колесо на две ноги);

кайтэн тэн то - переворот вперед на ноги.

2. Aши сабаки - перемещения ногами. Могут выполняться в
тачи вадза – положение стоя или
сувари вадза - положение на коленях. Возможны комбинированные варианты, например, перемещение начинается в
тачи вадза, а заканчивается в
сувари вадза, и наоборот. Наиболее распространенными видами перемещений являются следующие:

аюми аши - естественный шаг;

тсуги аши - подшаг впереди стоящей ногой;

йоко аши - скрестный шаг в сторону;

мавари аши - поворот;

ирими тэнкан - шаг вперед с разворотом на 180 градусов;

тэнкан - разворот на 180 градусов на опорной ноге;

хан тэнкан - разворот на 90 градусов на опорной ноге;

сури аши - приставной шаг;

тоби кондо - перемещение подскоком;

тоби ми - перемещение прыжком.

3. Тай сабаки - перемещения корпуса (тела) без движения ног. Например:

 

хики ми - отклонение средней части корпуса;

сори ми - отклонение верхней части корпуса;

йоко фури ми - пронос тела в сторону;

кайшин - скручивание тела наружу;

рюсуй - скручивание тела внутрь,

отоши ми - опускание тела вниз.

4.Каваши - уворачивания, объединение техник аши сабаки, тай сабаки и укеми.


УДАРНЫЕ КОМБИНАЦИИ БУШИНКАН ДЗЮ - ДЗЮЦУ. 
Состоит из:
ИППОН МЭ, HИХ0Н МЭ, САНБОН МЭ. Каждая комбинация состоит из пяти ударов, из которых некоторые повторяются в других комбинациях. Это удары, наиболее часто встречающиеся в поединке. Всего в трех вышеуказанных комбинациях изучаются 10 ударов применяемых по разным уровням.

ИППОН МЭ. (Первая комбинация):

1.
Ое цуки - прямой удар рукой с шагом. Может выполняться кулаком (
сейкен), основанием ладони (
тэйшо), пальцами (
нукитэ) или фалангами пальцев (
хиракен, иппонкен).

2.
Гьяку цуки - прямой удар разноименной рукой. Может выполняться кулаком (
сейкен), основанием ладони (
тэйшо), пальцами (
нукитэ) или фалангами пальцев (
хиракен, иппонкен).

3.
Мае гери - прямой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни (
коши), пяткой (
какато) или пальцами (
цумасаки).

4.
Maваши гери - круговой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни (
коши) или пальцами (
цумасаки).

5.
Сайю учи - удар рукой сверху вниз по дуге. Может выполняться обратной стороной кулака (
уракен), мышечной частью кулака (
тетсуи) или ребром ладони (
шуто).

HИХ0Н МЭ. (Вторая комбинация):

1.
Ура йокомэн учи - круговой удар рукой изнутри наружу.

2.
Гьяку цуки - прямой удар разноименной рукой.

3.
Гедан маваши гери - круговой удар ногой в нижний уровень. Может выполняться подушечкой ступни (
коши), голенью (
сунэ) или пальцами (
цумасаки).

4.
Хидза кеаге - прямой восходящий удар коленом. Обычно выполняется с захватом корпуса, одежды или головы.

5.
Маваши эмпи учи - круговой удар локтем. Обычно выполняется с захватом корпуса, одежды или головы.

САНБОН МЭ. (Третья комбинация):

1.
Омотэ йокомэн учи - круговой удар рукой снаружи вовнутрь. Может выполняться ребром ладони (
шуто), обратным ребром ладони (
xaйmo), кулаком (
сейкен) или мышечной частью кулака (
тетсуи).

2.
Гьяку цуки - прямой удар разноименной рукой.

3.
Маваши гери - круговой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни (
коши) или пальцами (
цумасаки).

4.
Уширо кекоми - прямой удар ногой назад (или вперед с поворотом спиной на 180 градусов). Может выполняться пяткой или внешним ребром ступни.

5.
Ура йокомэн учи - круговой удар рукой изнутри наружу. Может выполняться ребром ладони (
шуто), обратной стороной кулака (
уракен) или мышечной частью кулака (
тетсуи).


УКИ ВАЗА.

Изучив базовые формы ударной техники, следует приступить к изучению техники защиты -
уки ваза. Базовый раздел
уки ваза в боевом искусстве Бушинкан включает 10 простых блокирующих движений руками и ногами.

УКИ НО КАТА -
Форма блокирующих движений.

 

1.
Ува уки - восходящий блок предплечьем (
удэ) или ребром ладони (
шуто).

2.
Сото уки - блок снаружи вовнутрь предплечьем (
удэ) или ребром ладони (
шуто).

3.
Каги уки - крюкообразный блок предплечьем (
удэ) на среднем уровне.

4.
Каке учи уки - блок с захватом движением изнутри наружу.

5.
Йоко дзюдзи уки - крестообразный блок предплечьями (
удэ) в сторону на среднем уровне.

6.
Эмпи уки - так называется целый раздел жестких блоков-ударов, выполняемых локтями по конечностям противника. На тренировках эти приемы отрабатываются очень осторожно т.к. они легко могут привести к травме атакующего партнера.

7.
Гедан барай - сбивание атакующей конечности противника предплечьем (удэ), мышечной частью кулака (
тетсуи) или ребром ладони (
шуто) движением изнутри наружу.

8.
Сото гедан барай - сбивание атакующей конечности противника предплечьем (
удэ), движением снаружи вовнутрь.

9.
Сукуи уки - блок черпающе-подхватывающим движением, выполняемый на среднем уровне движением снаружи вовнутрь или изнутри наружу.

10.
Ашибо каке уки - подхватывающая подставка голени или мышечной части лодыжки как защита от атаки в нижний уровень.

Также часто применяют как технику защиты разнообразные удары по конечностям используя при этом изученную ранее ударную технику кулака (
цуки уки, уракен уки), ребра ладони (
шуто уки) или ступни (
сокуто уки, сокутей уки).


Кузуши - выведение из равновесия.Выведение из равновесия блокирующим движением:
кузуши уке.

Выведение из равновесия ударом:
кузуши атэ.

Выведение из равновесия болевым воздействием:
кузуши кансэтсу.

Выведение из равновесия броском:
кузуши наге.

ХАППО НО КУЗУШИ. Основные восемь направлений выведения из равновесия, используемые в современных и традиционных видах боевого искусства:

1.
Мае кузуши - выведение из равновесия вперед.

2.
Миги мае кузуши - выведение из равновесия вперед-вправо.

3.
Миги йоко кузуши - выведение из равновесия в сторону-вправо.

4.
Миги yширо кузуши - выведение из равновесия назад-вправо.

5.
Уширо кузуши - выведение из равновесия назад.

6.
Хидари уширо кузуши - выведение из равновесия назад-влево.

7.
Хидари йоко кузуши - выведение из равновесия в сторону-влево.

8.
Хидари мае кузуши - выведение из равновесия вперед-влево.


Наге- броски.

Аши наге - броски ногами:

 

о сото отоши - задняя подножка, «большое наружное опрокидывание»:

о сото гурума - отхват под две ноги, «большой наружный переворот»:

йоко гари - выбивание ноги в сторону;

о учи гари - большой зацеп изнутри:

тай отоши - передняя подножка, «опрокидывание тела»;

ко сото барай - задняя подсечка под пятку, «маленькое сметание наружу»:

де аши барай - боковая подсечка, «сметание ног»:

окури аши барай - боковая подсечка в темп шагов:

ко учи барай - подсечка изнутри;

хараи тсурикоми аши - передняя подсечка в темп шагов.

Коши наге - броски бедром, тазом или через поясницу:


о гоши - бросок через поясницу:

уки гоши - бросок подбиванием тазом:

хараи гоши - сметание бедром, подхват под две ноги:

учи мата - подхват изнутри:

уширо гоши - обратный подбив тазом;

гьяку гоши – обратный бросок через поясницу:

рио тэ гоши - бросок через бедро с захватом обеих рук:

яма араси - «горный поток», подхват под две ноги на вытянутую руку:

ханэ гоши - подсад голенью изнутри:

коши гурума - переворот через поясницу.

Сеои наге - броски через плечо:


иппон сеои наге - бросок через плечо с захватом за одну руку;

сеои отоши - бросок через плечо с опусканием на колено:

сеои аге - бросок через плечо с подхватом ладонью бедра:

гьяку сеои - обратный бросок через плечо;

ката гуруми - переворот через плечи;

моротэ сеои наге - бросок через плечо с захватом руки и ворота;

моротэ сеои отоши - бросок через плечо с захватом руки и ворота с опусканием на колено;

рио тэ сеои наге - бросок через плечо с захватом двух рук;

ката отоши - переворот через плечи с опусканием на колени:

рио аши наге - переворот через плечи с захватом двух ног.

Аши дори - броски с захватом ног:


моротэ гари - подбив с захватом двух ног;

кучики даоши - сбивание с захватом локтя и колена;

кибиси гаеши - сбивание с захватом пятки;

хиза кузуши - выведение из равновесия толчком в колено;

сукуи наге - опрокидывание “зачерпыванием” за две ноги.

Сутэ ми - «падение тела», бросок с падением бросающего:


уки вадза - передняя подножка с приседанием на пятке;

йоко отоши - боковая подножка с падением;

тани отоши - задняя подножка с падением;

йоко гурума - переворот через грудь с падением;

йоко вакаре - передняя подножка с падением;

томое наге - бросок через голову с упором стопы в живот;

суми гаеши - бросок подсадом голенью, садясь;

тавара гаеши - переворот через голову с захватом корпуса:

хиккоми гаеши - переворот с болевым воздействием на локоть;

кани басами - подбив двумя ногами на уровне бедер, «ножницы».


Шимэ - сдавливание:куби дзимэ - давление на шею;

санкаку дзимэ - удушение треугольником (плечо, предплечье, кисть):

хадака дзимэ - удушение сзади накручиванием:

окури эри дзимэ - удушение воротником;

ката ха дзимэ - удушение из под плеча:

содэ гурума - удушение предплечьями с захватом ворота:

ката тэ дзимэ - удушение предплечьями;

ката дзюдзи дзимэ - удушение крестом;

до дзимэ - сдавливание надпочечников ногами;

гьяку дзюдзи дзимэ - обратное удушение крестом;

кагато дзимэ - удушение голенью и ногами снизу.


Кансэтсу вадза - техника воздействия на суставы.

Юби кансэтсу - болевые воздействия на пальцы:

юби аге - пальцы вверх;

юби отоши - пальцы вниз:

юби гарами - узел пальцев;

ко гороши - выворачивание мизинца;

ойя гороши - выворачивание большого пальца.

Котэ кансэтсу - болевые воздействия на кисти:


котэ гаеши - дожим кисти по естественному сгибу;

котэ отоши - опрокидывание кисти;

котэ маваши - вращение кисти по кругу;

котэ хинэри - выкручивание кисти;

котэ гарами - узел кисти.

Хиджи кансэтсу - болевые воздействия на локти:

ваки гатамэ - рычаг локтя боком;

хиджи маки коми - обворачивание и давление на локоть;

каннуки гатамэ - замок локтя;

удэ дзюдзи гатамэ - рычаг локтя скрещиванием рук;

ката гатамэ - рычаг локтя через плечо.

Kama кансэтсу - болевые воздействия на плечи:

они кудаки - «разрушение демона», вращение согнутой в локте руки сбоку:

ура ката ха - загиб руки за спину;

гедзя дори - вращение согнутой в локте руки захватом под плечо:

рю отоши - «падающий дракон», вращение согнутой в локте руки с отталкиванием;

шихо гьяку - опрокидывание за согнутую руку с вращением над головой.

Нэ вадза - технические действия, выполняемые в положение лежа.

Удэ кансэтсу - техника болевых воздействий на руку:


удэ хишиги дзюдзи гатамэ

- скрестный рычаг локтя:

гьяку дзюдзи гатамэ - обратный рычаг локтя давлением ноги:

хиза гатамэ - рычаг локтя коленом:

кеса гарами - рычаг локтя через бедро сбоку;

удэ гарами - узел руки.

Комментарии выключены  

Комментарии закрыты.