Спорт

 

Авг
4

  Концепция соревнований

Для начала, для лучшего понимания, я хотел бы рассмотреть, что же собой представляет японское слово «шиай», из чего оно состоит и как переводится.

– иероглиф «ши» или «тамэ».  Дословно, он означает «проверку», «пробу», испытание» и часто встречается в следующих словах: «шикэн» – экзамен, тест, ширэн» – испытание,  «шиай» – матч, гра, турнир, состязание, «тамесу» – проба. В Будо этот кандзи также встречается в часто употребляемых терминах «тамешивари» и  «тамешигири» – проба дара и рубки (разбивание и разрубание предметов).

- иероглиф «го», «гатсу» или «ай». Дословно, он означает «соединение», «согласование», «итог», «общую сумму» и встречается во множестве слов.

В комплексе, термин «шиай» воспринимают, как спортивную игру, состязание. Зачастую же, его переводят, как «взаимную проверку». Этот вариант перевода кажется наиболее приближенным к истине. Нужно понимать, что соревновательные схватки «шиай», в первую очередь, являются одним из множества методов тренинга «шиай гэйко», полезных на определенном этапе овладения боевым искусством. Этот тренировочный метод может использоваться для определения каких-либо пробелов в подготовке и ля развития определенных полезных качеств.

В шиай отсутствуют одни из главнейших концепций боевого искусства: «синкэн сёбу» – смертельный бой» и, прямо вытекающий из него «сёси о тэцу» – «преодоление
страха смерти». Разумеется, спортивные схватки лишены этих составляющих, в них есть судейство, медперсонал и окружающие. Это делает их, даже при минимуме
ограничений, вполне возможными к использованию в тренировочном процессе. безусловно, шиай – это не реальный бой, вне зависимости от степени свободы
правил, по которым он проводится.

В системе Бушинкан используются соревнования различного рода. Некоторые мероприятия организуются исключительно для развития каких-либо определенных возможностей, создают нужные стереотипы действий и вырабатывают особые умения. Для этого, созданы различные правила проведения спортивных тренировочных схваток. К примеру, достаточно на какой-то момент времени сформировать правила, в которых максимальную оценку будет вызывать проведение какого-то конкретного действия или группы действий, чтобы уже через короткий промежуток времени, участники соревнований активно пытались его провести. Эта стимуляция, естественно, вызовет его лучшую отработку и освоение в разных условиях. Таким образом, можно стимулировать проведение конкретных технических приемов или реализацию конкретных принципов. Причем, вполне вероятно, что в ряде случаев, участник будет пытаться проводить действие не наиболее простое, а то, за которое он может получить более высокую оценку. В противном случае, сложные тактико-технические действия могут сойти «на нет» и спортсмены будут проводить исключительно ограниченный комплекс наиболее простых и известных друг другу движений, не развивая новых качеств и не прогрессируя в новой технике и тактике.

Ученики нашей Школы, как правило, не занимаются шиай исключительно для победы в подобных спортивных поединках с ограниченными возможностями. Они практикуют шиай как метод проверки, тестирования самого себя и своих навыков, понимая, что как победа, так и поражение должны послужить для них ценным уроком, из которого следует делать выводы. По крайней мере, мне и главным инструкторам нашей организации, хотелось бы, что бы это было именно так.

 Радишевский Е.А.

Комментарии выключены  

Комментарии закрыты.